Facebook – провальный проект или слишком медленный прогресс?
Все чаще можно услышать мнения о том, что стоимость акций популярной во всем мире социальной сети Facebook чересчур завышена, а ее бизнес-модель – ошибочна. Постигнувшее сеть фиаско некоторые эксперты объясняют тем, что даже сейчас достаточно трудно монетизировать мобильные технологии. Другие винят в этом замедленный рост рекламных доходов и выказывают сомнения по поводу стратегий Facebook, направленных на сбор информации о пользователях для настройки рекламных объявлений.
В чем проблема?
С другой стороны, именно бизнес-модель Facebook, использующая социальные масс-медиа и данные пользователей поставлена так, чтобы просуществовать достаточно долго и на сегодня у компании есть все шансы, чтобы максимально использовать оба этих преимущества. Сила социальной сети – в ее масштабе, сетевом эффекте, специальных настройках и пока единоличной власти на этом рынке. Большинство людей воспринимают работу этого бизнеса как возможность для пользователя воспользоваться преимуществами социального обмена. При этом их цена за такой обмен – передача социальной сетью их личных данных рекламодателям – уже за определенную плату. Однако для такой модели бизнеса формируется реальная угроза – пользователи все чаще задумываются о конфиденциальности и попросту отключают рекламу, которая замедлит и сбор данных, и соответственно, рост доходов. Разумеется, такое положение вещей искажает сам характер «задуманного» обмена.Поиск целевой аудитории
Одному из известных американских розничных продавцов Джону Вонамейкеру приписывают слова о том, что он половину денег, которые тратит на рекламу, тратит впустую. Причем основная беда в том, что он не знает, какую именно половину. Подобные заявления стоит назвать более чем оптимистичными – если учесть сомнительность эффективности некоторых традиционных рекламных приемов, то трудно требовать лучших результатов от пока еще новых интернет-технологий. Двигаемая в киберпространстве реклама не обязательно будет работать эффективнее, однако при регулярном получении определенных данных, она по крайней мере помогла бы выявить целевую аудиторию того или иного продукта.Любая сделка – социальная или коммерческая неизбежно влечет за собой расходы. При этом денежное выражение цены товара не только не отражает потраченных на него клиентом средств, но и не всегда точно показывает, сколько от этой сделки получил производитель. Помимо издержек на производство, продавцу приходится оплачивать проведение оценки продукта и всевозможных исследовательских мероприятий. Причем зачастую все это отнимает не только деньги, но и время, усилия и нервы. Зато подобные процессы – возможность получения прибыли для тех, кто может проводить такие исследования – и чем больше захватываемая аудитория, тем больше прибыль. Здесь, конечно, все преимущества на стороне Facebook и этими преимуществами воспользовались уже не мало компаний, предлагающих самые разные товары – от стройматериалов до высокоточной техники.