10.11.2019 23:34
Ситуация списания средств с кредитных счетов, приносящая большие потери активов вкладчика — результат несовершенства регламента полномочий приставов и банкиров. Анализируя конфликт сторон, руководитель комиссии по финансам, назвал существующее положение дел "безобразием". После некоторых реплик Анатолий Аксаков пообещал, что будет инициировать рассмотрение проблемы со стороны БР, вплоть до создания нормативного акта, регулирующего упущение.
При обращении банков к судебным приставам для возврата долгов и инициировании дела происходят процессы, которые ставят задолжника в очень невыгодное положение, заставляя его терять намного больше, чем не выплаченные вовремя долги и штрафные санкции по ним. Судебные работники после оформления исполнительного производства обращаются с запросами к банкам о наличии средств на счетах ответчика. До безакцептного списания судебный работник направляет уведомление должнику по адресу, указанному в договоре и дает ему 5 дней на добровольное погашение.
Если этого не происходит, начинается операция по изъятию активов со всех возможных источников. Исключения составляют социальные выплаты по страховым случаям, пособия по утрате кормильца, выплаты по уходу за инвалидами и некоторые другие (ФЗ 101 от 02.10.2007). Все остальное по данным, полученным от операционистов, подлежит в счет погашения задолженности. Это могут быть:
a) средства, вложенные в драгметаллы;
b) кредиты для рефинансирования;
c) валютные счета;
d) дебетовые депозиты.
Проблема в том, что приставы не углубляются в содержание статей, на которых лежат активы. В качестве погашения они могут забрать кредитные деньги по новому займу, изъять средства из действующего депозита, вынудив банк расторгнуть контракт по нему и лишить владельца ожидаемой прибыли. И защиты от подобных действий ни со стороны банка (они оперируют лишь рекомендациями), ни от правовых нормативов нет. Деньги на карте клиента сразу становятся его собственностью, как только падают на счет. Это приводит к путанице и использованию кредитов для покрытия невозвращенных ссуд.
Инициация закона, который бы регулировал ответственность судебных приставов и операционистов банка за снятие депозитарных и кредитных активов, станет хорошим подспорьем в защите отечественного вкладчика. Его синхронизация с действующими инструкциями Банка России позволит уменьшить волну недовольства и повысить уровень доверия к местным эмитентам.