12.05.2022 22:54
Корень проблемы в отношениях между Сбербанком и Киевом конечно же в проведении специальной военной операции, начавшейся на территории Украины в конце февраля 2022 года и продолжающейся по сей день. Точкой кристаллизации конфликта между коммерческими структурами и руководством Украины стали события 12 мая. В этот день Совет национальной безопасности и обороны Украины в принудительном порядке начал изъятие прав собственности на украинские активы российских компаний. Соответствующий указ о конфискации российского имущества был принят Верховной Радой с подачи президента Владимира Зеленского. В поддержку закона проголосовало 334 депутата.
Под конфискации на сегодняшний день уже попали активы Проминвестбанка, принадлежащего государственной корпорации ВЭБ.РФ, а также активы Международного резервного банка, принадлежащего Сбербанку России. В первом случае украинская власть изъяла права собственности на 99.7% акций. Во втором случае – на все 100%. В связи с этим, российский «Сбер» намерен потребовать от Киева компенсации за понесенные убытки. Российская компания намерена решить спор при помощи арбитража. Основанием для требований является российско-украинское соглашение от 27 ноября 1998 года. В данном случае речь идет о договоре об взаимной защите и поощрении инвестиций.
Отдельно следует напомнить, что ранее в России велись разговоры о возможной национализации имущества и активов иностранных компаний, покинувших рынок страны из-за санкционного давления. Однако, впоследствии власти заявили, что о подобном не может идти и речи. Отбирать собственность иностранных компаний в РФ никто не станет. Примерно тогда же, разговоры о возможной национализации имущества в России прокомментировали и США, пригрозив восточному партнеру дополнительными санкциями в случае отъема собственности. При этом пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки оговорилась, что, по ее мнению, российское руководство не пойдет на такой шаг.