Как профиль в социальных сетях может повлиять на получение кредита?
Проблема честности и платежеспособности заемщиков всегда беспокоила и беспокоит банки. Они изучают своих соискателей всеми доступными способами, порой прибегая даже к не совсем законным методикам проверки через органы внутренних дел. Между тем, с каждым днем люди все больше погружаются в пучину интернета и социальных сетей, и наиболее предприимчивые банки стали применять этот факт себе на пользу, используя странички в соцсетях как индикаторы надежности и платежеспособности.
Как оценивают заемщиков по профилю в соцсетях за рубежом?
В мировой практике использование соцсетей для анализа заемщиков уже довольно распространено. Так, в некоторых государствах можно запросто получить небольшой потребительский заем, предоставив банку ссылку на свою страницу в Twitter или в Facebook. Если на профиле не содержится никакой компрометирующей информации, то кредит размером до 1000 долларов человеку обеспечен. Известная немецкая скорринговая компания помимо обычной проверки профиля человека изучает все его действия в глобальной сети – какие покупки он там совершает, на какие страницы и как часто он заходит. В Америке же социальные сети поставляют сведения в БКИ на официальных правах. Они анализируют какие фото выкладывает человек, как часто он фотографируется в нетрезвом состоянии и чьи фото и комментарии он отмечает «лайками». Из страничек соцсетей банки узнают где учился соискатель, кто был его сокурсником и с кем он до сих пор поддерживает отношения. Вся эта информация «подшивается» к стандартному набору сведений о работе, зарплате и семейном положении. Кстати поводом для отказа в кредите может послужить даже разный супруг в паспорте и в профиле соцсети.
Зависит ли получение кредита от профиля в соцсети в России?
Россия по уровню интернетизации населения небезуспешно догоняет прочие более продвинутые страны. Однако получение кредита в нашей стране пока все-таки больше зависит от реальных данных, которые содержат
справка о доходах физического лица, выписка из трудовой и прочие официальные документы. Отечественные социальные сети, конечно, предлагали банкам свои услуги в рамках предоставления сведений о заемщиках, но финансовые организации довольно скептически отнеслись к этим проектам, посчитав их недоработанными. Впрочем, несмотря на скептицизм, российские банки все чаще заглядывают на профили соискателей в соцсети, пускай даже и не официально. В частности, кредиторы оценивают, насколько часто человек пользуется интернетом и покупает ли он там какие-либо товары. Кроме того, проверяются группы, в которых числится соискатель и люди, состоящие у него в друзьях. Если человека интересуют сообщества, поднимающие темы о том, как не выплачивать кредит или как скрываться от банка и коллекторов, то шансы стать заемщиком у него резко упадут. Препятствием в получении кредита может стать создание фейковых страниц, где реальные люди скрываются под чужими фото. Заглянув на страничку соискателя, банк может узнать для себя много полезного. Какой образ жизни ведет человек, насколько он склонен к необдуманным тратам и накопительству, где он отдыхает и как это делает. Нередко по профилям соцсетей можно понять какая у соискателя ситуация в семье и на работе, а также насколько его покупки соответствуют его социальному статусу. В целом, банки весьма положительно относятся к гражданам, зарегистрированным в соцсетях, считая их более открытыми. Поэтому можно сделать вывод, что в недалеком будущем отсутствие профиля в Контакте может стать стоп-фактором во многих банковских скоринговых системах.