Станут ли отделения банков виртуальными?
Кому-то все еще нужны банковские отделения? А вот консерваторы-британцы все больше доверяют удаленным методам банкинга, пользуясь смартфонами и компьютерами. Только за первое полугодие было дополнительно загружено и установлено более 2 миллионов банковских приложений, около 15 тысяч клиентов подключают себе эти приложения каждый день. И ведь это не только жители столицы.
Британии отделения банков больше не нужны
Неудивительно, что банки полагают все менее вероятным визит таких клиентов в их отделение или даже телефонный звонок. На этом фоне вполне объяснимым является, к примеру тот факт, что один из британских банков-гигантов RBS, оправившись от кризисных треволнений и начав генерировать прибыль, решил последовать по пути «коллеги»-Lloyds и закрыть еще 200 отделений. Нет, банки не уходят – они просто адаптируются к потребительскому спросу.
Конечно, онлайн-услуги банков будут востребованы далеко не всеми даже в Великобритании. Многие люди по-прежнему не имеют доступа к широкополосной связи, отдельные части страны не могут похвастаться даже 3G-доступом, уж не говоря о связи в формате 4G. И несмотря на то, что таких людей – меньшинство, банкам придется одновременно развивать интернет-технологии и искать решение для тех, кому по-прежнему нужен полный доступ к «физическому» банкингу.
Каждому свое
Не исключен даже вариант, что экономии ради банки даже будут объединяться , арендуя или покупая помещения. Дабы лишние квадратные метры не висели на балансе, формируя убытки, банки готовы даже сдавать свои площади в аренду почтовым отделениям, супермаркетам и бизнесу, который готов удовлетвориться съемной недвижимостью. Себе же кредиторы будут оставлять лишь небольшие «кусочки» от бывших площадей.
Совсем отказываться от физического присутствия на территории Объединенного королевства, банки не торопятся – более того, в своих планах они постоянно акцентируют внимание на том, что им нужно сосредоточиться на обслуживании пенсионеров, людей с ограниченными физическими возможностями, а также тех, кто живет в малонаселенных местах. Однако это совсем не значит, что старомодные модели филиальных сетей должны остаться. Или что политики должны рефлекторно выступать против закрытия офисов.
Только физическое присутствие
Как бы там ни было, основные акценты расставляет конкуренция. Уже теперь понятно, что не существует идеальной бизнес-модели, которая подойдет идеально всем. Вот, к примеру, Metro Bank - вовсю использует торговые точки как инструмент маркетинга, ориентируется исключительно на обслуживание клиентов и предоставляет такие услуги как сейф, что без сомнения требует наличия физических офисов. И те, кто живут в Лондоне и его окрестностях, выбирают банковские отделения, расположенные на станциях метро. Это ведь удобно, такой визит можно нанести «на бегу». Впрочем, банк маленький – у него всего лишь 28 офисов.
«Домашняя» обстановка
Что и говорить, российским банкам до таких проблем далеко. Во многих офисах крупных городов по сей день можно встретить очереди, даже несмотря на то, что львиная доля кредитных консультантов «рассажена» в торговых точках, и у каждого банка имеется собственный интернет-ресурс. Однако удаленными технологиями больше пользуются в столице, а регионы по старинке предпочитают личные визиты в банковское отделение.