Как сохранить бизнес в условиях кризиса?
Чем ближе приближаются новогодние празднества, тем больше темы о них вытесняют сообщения о том, что вторая волна экономического кризиса неминуема и очень близка. Однако сами опасения никуда не деваются, большинство предпринимателей с трудом пережили период «первой волны» и тревога по поводу ее повторения заставляет предпринимать меры по уменьшению трудностей, которые непременно возникнут. И хотя кроме панических сообщений в СМИ пока ничего не предвещает очередного обвала в российской экономике, бизнесменам имеет смысл задуматься о мерах, которые станут подстраховкой на случай очередного витка кризиса.
Контролируйте капитал
Основная гарантия стабильности фирмы любого «размера» - величина ее собственного капитала. Как бы не усердствовали банки, зазывая предпринимателей пользоваться их кредитными средствами, обращаться к ним стоит лишь в самом крайнем случае, при этом величина займа не должна превышать двух третьих собственного капитала фирмы – того, который выражен денежными знаками. Составляя прогнозы, ориентироваться стоит на самый пессимистичный исход событий – падение цен на готовую продукцию, рост цен на сырье или комплектующие. Обязательно нужно предусмотреть и тот факт, что в период экономических сложностей может возникнуть (и возникнет непременно) сбой в поступлении выручки – она может поступать не вовремя и не в тех объемах, которые были запланированы. Между тем если на этот момент у вас будут долговые обязательства, банк будет требовать от вас их неуклонного выполнения, то есть погашения кредита равномерными и регулярными платежами. Если у вас такой возможности не будет, к вам будут применяться штрафные санкции и дальнейшее развитие событий приведет к краху компании. Не случайно период «первой волны» благополучно пережили те фирмы, которые очень осторожно привлекали в бизнес капиталы со стороны.
Кто кому должен?
Даже в благополучные и спокойные в финансовом отношении периоды каждый бизнесмен должен строго контролировать свои дебиторские задолженности. Делать это стоит для немедленного выявления недобросовестных плательщиков. Если кто-то даже в некризисный период задерживает выплаты и постоянно ищет повода, чтобы их оттянуть, то ожидать от него хоть каких-либо платежей в сложной финансовой ситуации и вовсе не придется. От такого «балласта» лучше избавляться заранее, свои риски нужно контролировать постоянно, а не гнаться за увеличением продаж любой ценой.
На что тратим?
Проведение анализа затрат является вообще одним из самых обязательных и регулярных процессов. Правда, большинство бизнесменов, почему-то считают его пустой тратой времени, а ведь хорошенько пересчитав свои расходные статьи, всегда можно найти на чем сэкономить и высвободить еще немного средств – собственных средств, которые можно пустить в оборот. Поиск более выгодного арендного предложения, смена поставщиков, предлагающих более выгодные контракты, пересмотр кадровой политики. Кстати, в современных экономических условиях все больше предпринимателей предпочитают для тех или иных услуг не нанимать постоянного работника, а пользоваться аутсорсинговыми компаниями.
Пересмотр продукции
Пожалуй, наиболее актуальным для любого времени будет регулярное исследование востребованности продукции или услуг компании. В кризисные периоды у потребителей меняются приоритеты, меняются запросы и платежные возможности. Для бизнесменов это является поводом к включению в продуктовую линейку предложений в стиле «эконом» - хотя это и уменьшит размер прибыли, но позволит остаться на плаву – в любое время.