Почему даже современные банковские технологии – это вчерашний день?
Чего мы хотим от банков? Максимального комфорта при пользовании их услугами. Точно знать сколько денег осталось на счету. Иметь возможность потратить их как угодно и где угодно, желательно не обналичивая, чтоб не утруждаться поиском банкоматов. А еще – за все это получать бонусы и поощрения. А если нам не понравится, мы пойдем в другой банк, который больше ценит своих клиентов. Тем более, что конкуренция в банковском секторе позволяет.
Современные банковские технологии отстают от реальности
Правда, разница между нашими пожеланиями и тем, что банки реально могут нам предоставить – с каждым днем все шире. Неповоротливые традиционные банки по-прежнему полагают, что им удастся существовать в прежнем виде и с прежними устоями и дальше. Ведь это работало веками. А то, что отделения банков закрываются - так это временное явление.
А в это время новые игроки на финансовом рынке набирают обороты. Расширяя свои возможности, неустанно подстраиваясь именно под пожелания потенциальных клиентов, они понемногу становятся виновниками того, что классические банки теряют клиентов. Ведь услуги новичков – лучше, ближе, практичнее, а порой и более дешевы.
Кошелек в телефоне
Вот, например, американское приложение Starbucks. На сегодня этим мобильным кошельком пользуется более 10 миллионов человек, причем все это активные пользователи. 5 миллионов операций еженедельно – многих из которых стали альтернативой платежам с банковских дебетовых карт.
Причем пользователь Starbucks может не только что-то купить или продать с помощью программы. Кошелек дает возможность расплатиться в кафе (и даже оставить чаевые), найти и выбрать персонализированные предложения, получить бонусы (даже если это будут всего лишь бесплатные напитки), и пр. Словом, все как мы любим.
Что же делать банкам?
Для того, чтобы не растерять своих клиентов, придется подстраиваться под их потребности. А для этого нужно заменить устаревшие основные системы и пакетную обработку на современную, в режиме реального времени, обработку транзакций.
И цены на свои продукты они смогут устанавливать на основе взаимоотношений с клиентами и фактическим объемом продаж, оценка клиентов будет совершаться в режиме реального времени, а банки им смогут предоставлять полную информацию о внутридневных сделках. В таких условиях клиенты будут легче соглашаться на новые сделки и покупки новых продуктов.
Когда все устарело
Используемая сегодня банками пакетная обработка данных разрабатывалась еще в 70-х годах, когда чеки и бумажные документы были нормой для обработки транзакции. Для того, чтобы сохранять данные для чековых переводов или, скажем, межбанковских, были разработаны должностные системы.
Сегодня, конечно, эти системы ушли далеко от тех основ, которые разрабатывались полвека назад. Были добавлены многие приложения, поддерживающие продукты и услуги. Вот только вместо облегчить и улучшить работу банков, они сделали системы более громоздкими и неповоротливыми.
Ну вот, представьте себе – пока семья была маленькой, им хватало 2-3 комнатного дома. С годами количество людей, в нем проживающих, увеличивалось. Но вместо того, чтобы один раз разрушить старый дом и построить новый – большой, удобный и светлый, его жители потихоньку по мере необходимости пристраивали по одной комнатке, не считаясь со стилистикой и потребностями семьи. В итоге такой дом не продашь – и жить в нем рано или поздно станет некомфортно. Примерно в такой ситуации сейчас оказались и банки.
И в то время, как альтернативные системы уже вовсю работают и привлекают к себе клиентов, розничные банки только присматриваются к обработке транзакций в режиме реального времени. Они не торопятся – хотя риски остаться за бортом уже давно превысили риски, которые могли быть вызваны нововведениями. И чем больше банки будут тянуть с заменой ядра цифрового управления транзакциями, тем меньше у них будет клиентов – и тем больше клиентов будет у виртуальных финансовых систем.