Как работают коллекторы, и как правильно вести с ними диалог?
На сегодняшний день увеличилось число банковских заемщиков, которые не торопятся возвращать кредит в срок. Большинство из них попросту игнорируют все просьбы кредиторов вернуть заемные деньги, даже несмотря на постоянно растущие штрафные санкции и предупреждения о неизбежных судебных тяжбах. Конечно, тяжбы эти кредиторам нежелательны, поэтому они обращаются за помощью к коллекторам. В свою очередь, эти люди всеми легальными, а порой и незаконными способами вынуждают должников возместить долг. В чем же их интерес?
Кто такие коллекторы?
Наверное, у большинства образ коллекторов ассоциируется с огромными «вышибалами» с дубинками, которые приходят к неплательщикам и при помощи грубой силы заставляют их вернуть деньги. Подумайте сами, если бы все было так легко, и коллекторы могли бы сами прийти и «выбить» долг, стали бы они тратить время на «задушевные» беседы с просьбой вернуть банковские деньги? Конечно же, нет. Тем более, вымогательство в нашей стране уголовно наказуемо.
На самом деле, коллекторы относительно безобидны. Это всего лишь люди, которые действуют на основании закона и обязаны ему следовать. Чаще всего люди этих профессий проводят разъяснительную работу с должниками – рассылают листовки, осуществляют регулярные звонки с просьбой возместить долг, реже навещают их лично.
Как работают коллекторы?
За последнее время спрос на коллекторские услуги значительно вырос. Теперь услугами коллекторских агентств стали пользоваться не только банки, но и телекоммуникационные компании, и многие предприятия ЖКХ. Хотя банки все же являются основными клиентами таких агентств. Они осуществляют свою деятельность по двум направлениям – работа за комиссионное вознаграждение и покупка портфелей банковских долгов.
Одни банки пользуются услугами таких агентств, чтобы решить назревшую проблему с должниками в досудебном порядке, и платят коллекторам определенную комиссию от объема полученных с их помощью денег. Как правило, такая комиссия составляет до 30%.
Другие же продают свои невозвращенные кредиты, чтобы получить от этого хотя бы минимальную прибыль. Правда, плата за них едва ли превышает 10-15% от номинала долга. Разумеется, покупая проблемные кредиты, коллекторы также рискуют не добиться от должника возврата средств. Но, если сотрудники агентства все же убедят недобросовестного заемщика возместить долг, то вся прибыль свыше банковской платы пойдет в их карман.
Если должники денег не возвращают, ситуация разрешается через суд. Правда, здесь уместно упомянуть о сроке исковой давности по кредиту. Если с момента последнего платежа или беседы с кредитором прошло 3 года, должник может выиграть в суде, а кредит будет аннулирован по причине истечения его срока давности.
Как быть, если позвонили вам?
Прежде всего, хотелось бы напомнить, что наилучшим вариантом для заемщиков избежать всяческих бесед с коллекторами является – соблюдение условий кредитного соглашения и своевременная выплата долга. Но, если так уж сложилось, что дело дошло до коллекторских звонков, следует знать свои права и вести диалог с коллектором правильно.
Если вам позвонил сотрудник коллекторского бюро, уточните, на каком основании вас беспокоят, и есть ли соглашение между банком и агентством, подтверждающее передачу долга. Уточнить эту информацию нужно в первую очередь (в банке, или запросив подтверждающий документ в агентстве), иначе вы рискуете «попасть на удочку» черных коллекторов, которые обманным путем узнают данные о должниках и незаконно вымогают выплатить им кредитный долг. Главное в столь неприятном разговоре не бояться и не паниковать. Не стоит также заведомо идти на конфликт. Постарайтесь объяснить причину, по которой вы не возвращаете долг, и попробуйте найти компромисс.
Если же коллекторы перешли все границы и звонят вам по ночам, давят морально, да еще и ко всему, угрожают, вы можете записать телефонный разговор и смело обращаться в прокуратуру, так как такие действия со стороны коллекторских агентств незаконны.