Кредитные карты как способ заработать… банку
Конечно, все свои продукты банки предлагают исходя из собственных целей и потребностей. Даже депозиты предоставляются не для того, чтобы мы могли получить прибыль, а потому, что банку нужны средства извне, которые он мог бы предоставить нам же в виде кредитов и заработать на этом. Причем в большинстве случаев реклама кредитных продуктов ведется более чем агрессивно и наиболее заметно это на примере кредитных карт. Что неудивительно, ведь кредитные карты являются наименее «прозрачным» видом заимствования, позволяющим манипулировать его итоговой стоимостью как банку заблагорассудится.
Кредитные карты и их «плавающие» фиксированные ставки
Несмотря на абсурдность этого словосочетания, другого эпитета для определения поведения ставок по некоторым кредиткам не подберешь. Если по другим займам банки памятуют о том, что изменение процентной ставки в процессе действия кредитного соглашения является поводом для обращения заемщиком в суд, то в случае с кредитками ситуация складывается совершенно обратная. И хорошо, если изменение ставок происходит в сторону их понижения. Однако где это видели – обычно ставки только растут. И все бы ничего, только банкиры «забывают» предупредить об этом держателей кредитных карт. Нет, предупреждение об изменениях обычно где-то «всплывает» - в новостной ленте на банковском сайте или на страницах какого-нибудь специализированного издания. Вот только… вспомните, когда в последний раз вы заходили на сайте банка, который выпустил вашу кредитку? Или держали в руках то самое издание? В результате открыв казавшуюся выгодной кредитку процентов под 20 годовых, спустя несколько месяцев вы можете совершенно случайно узнать, что процент вырос и вернуть вам нужно куда больше, чем вы собирались. Если учесть, что россияне начинают пользоваться кредитными картами все более обдуманно и высчитывая размер переплаты заранее, ситуация более чем неприятная.
Не было? Теперь будет
Еще одной возможностью для банка дополнительно заработать на кредитках является изменение тарифов, а то и вовсе – внедрение новых. Смысл в том, что по каким-либо причинам (причины, конечно же, объясняются – опять-таки где-то в новостных лентах) какая-нибудь ранее бесплатная операция по карте становится платной. Причем нередко платными становятся именно те услуги, которые в свое время и привлекли в банк клиентов. Например, смс-информирование – ведь этот сервис очень важен, а у отдельных кредиторов он стоит немало. А тут – все бесплатно, вот и идут клиенты оформлять такие кредитные карты. Правда, радость длится недолго – до изменения тарифов.
Комиссии, курсы валют и прочие дорогостоящие мелочи
Излюбленный способ банкиров получать дополнительную прибыль – всевозможные комиссии. В отношении кредитных карт наиболее часто россияне доплачивают за обналичивание средств. При этом достаточно сложно подсчитать, во сколько же обойдется снятие наличности с кредитки, ведь комиссия, так же как и прочие тарифы, может изменяться «по банковскому велению» и безо всякого оповещения. Так же сложно предсказать и точную сумму, которая будет списана со счета карты при автоматической конвертации. Происходит это обычно при использовании
карты за рубежом и нередко приводит к формированию несанкционированного овердрафта – который в свою очередь сопровождается либо повышенной ставкой, либо штрафом – что опять-таки на пользу банку.
Если пользоваться кредиткой только в магазинах и возвращать их в льготный период, переплат не будет.