Какие нюансы таит в себе страхование машины, покупаемой в кредит?
Возможность получения банковского кредита дала многим россиянам шанс купить желанное авто, не копя на него деньги годами. Впрочем, оформление займа чревато немалыми переплатами, которых не всегда получается избежать. Одной из таких обязательных затратных статей становится страхование машины. При этом банк нередко навязывает заемщику «своего» страховщика, но и это только полбеды. Довольно часто люди жалуются, что при несчастных случаях с участием авто страховые компании уклоняются от положенных оплат, и заемщики остаются один на один с проблемой и «висящим» долгом перед банком.
Автокредит и страхование машины
Автомобиль из всех возможных залогов по займу является, пожалуй, самым ненадежным – то в аварию попадет, то его украдут, а то и просто сломается из-за езды по нашим дорогам. Поэтому банки идут на
оформление автокредита зачастую только после согласия заемщика на оплату страховки. При этом, кредитор, как правило, «связывает руки» соискателю в поисках независимого страховщика и предлагает купить полис у своего партнера. Для заемщика сотрудничество с таким тандемом выльется в двойную переплату за страховку. К тому же, заключив договор с одной фирмой, автовладелец будет вынужден пользоваться ее услугами до конца срока погашения займа, а значит, перезаключить договор с другой компанией на более выгодных условиях не выйдет. Казалось бы партнерство банка и страховщика должно принести заемщику какие-то преимущества, но он получает только убытки. Так, при оформлении страховки в независимой компании стаж водителя и его возраст отразится на стоимости полиса. Кроме того, если за год автовладелец ни разу не обратился к страховщику, то на следующие 12 месяцев он получит скидку «за безубыточное вождение». Когда же происходит страхование машины при автокредите, то все эти бонусы человеку не доступны. К тому же заемщик по автокредиту не может попросить страховщика о рассрочке платежа за страховку (при обычных обстоятельствах такой вариант возможен), а если так вышло, что полис не был продлен вовремя, то должника может еще и банк наказать.
Какие «подводные камни» могут встретиться в договоре страхования?
Как уже стало понятно заемщик, страхующий машину под диктовку банка, больше теряет, чем выигрывает. Впрочем, с этим можно было, как-то смириться, если бы в дальнейшем страховая компания действительно стала помощником в сложных ситуациях. Однако наши страховщики находят кучу поводов, чтобы отказать в выплатах и еще столько же, чтобы уменьшить их размер. Наиболее часто в страховых договорах говорится о том, что компания не будет возмещать ущерб, полученный при вождении в нетрезвом состоянии, или если за рулем было лицо, не указанное в соглашении. Кроме того, в выплатах может быть отказано, если машина была угнана с документами и с ключами. Если же машину украли, а по счастливой случайности документы и ключи остались у владельца – это еще не значит, что он сразу получит компенсацию. Дело в том, что согласно милицейским протоколам, машина числиться в угоне до 2 месяцев и только с третьего она считается похищенной. Страховые компании, зная это, намеренно указывают в договоре, что страхуют они от хищения, а это позволяет оттянуть время выплат примерно на квартал. Впрочем, тянуть время страховщики могут и без этого. Нередко люди, которые при покупке полиса возложили сбор документов, необходимых для оформления страхового случая на фирму-страховщика, дожидаются компенсаций по нескольку месяцев, так как она собирать документы не торопится. Любят страховщики экономить и на оплатах ремонта. Для этого они могут предлагать своим клиентам полисы с франшизой, которые устанавливают минимальный денежный барьер компенсации за ремонт. В результате, все затраты, которые не «дотягивают» до суммы, указанной во франшизе, оплачиваются автовладельцем. Правда, нужно сказать, что такие полисы обычно стоят дешевле, чем стандартные. Это далеко не весь перечень уловок страховщиков, а потому договор со страховой компанией нужно изучать также тщательно, как и соглашение с кредитором.